• +7 (473) 223-58-76
Воронеж, 25 Января ул, 42А

Страничка педагога-психолога

  

Что делать, если ребенок кусается:

Почему он это делает?

Для начала нужно понять, почему ребенок поступает именно так.

Физиологическая потребность кусаться. Наблюдается у детей в возрасте от 5 месяцев. Желание кусать и грызть вполне объяснимо – режутся зубки, чешутся и набухают десны, у крохи нет другого выхода, как тащить все в рот и прикусывать как можно сильнее. Это инстинктивное желание. Ребенок не отдает себе отчета в том, что он делает. Обычно «пик» зубных страданий длится до 9–11 месяцев.

 Эмоциональные проблемы. Примерно с 1 года чадо кусается вполне преднамеренно. Дело в том, что словарный запас крохи еще крайне мал, а чувств и эмоций хочется выразить не меньше, чем взрослому. Особенно в периоды стресса, ярких впечатлений. Поэтому малыш не находит другого выхода, как прибегнуть к привычному с рождения инструменту контакта с миром – рту.

 Поведенческие особенности. С полутора до 3-х лет малыш может кусаться из-за сильных стрессовых ситуаций. Типичный пример – смена обстановки, когда ребенок начинает посещать детский сад. Он испытывает на прочность границы разумного и допустимого и стремится держать ситуацию под контролем. Нередко он кусается в садике, потому что именно так пытается установить лидерство в коллективе ровесников.

 Психическое заболевание. Говорить о возможном наличии психиатрического диагноза можно только если ребенок продолжает кусаться в 4 года, 5 лет, в 6-7 летнем возрасте. В этом случае необходима консультация врача- психоневролога.

Итак, кто же склонен кусаться?

  • Дети – подражатели. Ребята, которым нравится копировать поведение детском саду или даже копировать манеры живущего у вас в доме щенка или котенка.
  • Излишне эмоциональные дети. Мальчики и девочки, которых переполняют чувства, но из-за недостаточной зрелости эмоциональной сферы они просто не могут выразить их как-то иначе.
  • Дети, которым не хватает внимания и любви. В попытке обратить на себя внимание, такие ребята нередко начинают кусаться и щипать. Причем, если рядом нет никого пригодного для этих действий, то нередко такой малыш кусает себя за руку сам.
  • Агрессивные дети. Если к 3 годам привычка кусаться не исчезла, несмотря на все старания родителей и воспитателей, это может говорить об отклонениях в развитии личности ребенка. У него высокий уровень агрессии. Требуется обязательная консультация врача, а затем – неукоснительное соблюдение комплекса корректирующих мер.
  • Дети с дефектами жевательных мышц. Непреодолимая тяга кусаться наблюдается у ребят со слабостью жевательных мышц. Такие малыши долго не могут расстаться с соской-пустышкой, а к 2 годам переключаются на другие объекты, но уже пускают в ход зубы.
  • Дети из «семей группы риска». Если в семье крик, брань, ссоры — явление нормальное и привычное, то малыш старается подсознательно «убежать» из такого «райского местечка». Он испытывает обиду, недоумение, страх, а часто и ненависть. Кусаться может начать в качестве защиты, не умея распознать свои чувства и найти им адекватный выход.
  • Избалованные дети. Они привыкли, что любая выходка сходит с рук, так почему бы не кусаться?
  • Дети, которым все запрещают. Если дома и то нельзя, и это нельзя, и вообще слово «нельзя» звучит чаще других, дети начинают протестовать. Кусаясь и щипая других, они как бы пытаются вырваться из слишком жестких рамок, установленных им извне.
  • Дети, которым не хватает физической активности. Если двигаться получается меньше, чем хочется, то потребность кусаться становится частично физиологической.
  • Дети, которым просто нравится кусаться.

       Как бороться?

Эмоциональным детям нужно планомерно каждый день «вкладывать в голову» мысль о том, что чувства можно и нужно проговаривать.

Пусть с самого раннего возраста учится выражать свои эмоции словами: «Мне страшно», «Мне обидно», «Мне нравится эта игрушка, потому что она…», «Мне не хочется идти в гости, потому что…».

Если у ребенка слабые жевательные мышцы, и кусается он, как твердой пищи – чаще давайте малышу погрызть яблоко, сырую морковь, капустную кочерыжку. Отличное упражнение для жевательных мышц — надувание воздушных шариков и мыльных пузырей.

С детьми из так называемых «конфликтных» семей желательно поработать психологу. И, конечно, важно устранить все негативные факторы, которые заставляют малыша переживать стресс и копить агрессию.

Когда обращаться за помощью к специалистам?

К врачу стоит обратиться и в том случае, если кроме повышенной «кусачести» и «щипачести» у ребенка наблюдаются другие странности в поведении. Например, малыш начал проявлять агрессию и жестокость по отношению к своим игрушкам (кидает, преднамеренно ломает), животным (издевается), малыш почти не может сосредоточиться на чем-либо, плохо спит по ночам. Все эти признаки могут указывать на наличие психического отклонения.

Не ругайте и не наказывайте малыша, не разобравшись в причине проблемы

Советы психолога

Часто можно услышать такой совет «А укусите его в ответ. Пусть прочувствует!». Делать этого категорически нельзя.

Во-первых, малыш может воспринять это как игру, и начать кусаться с удвоенной силой.

А во-вторых, он же берет со взрослых пример, и если маме можно кусаться, то почему же нельзя и крохе?

Задача родителей - как можно быстрее начать пресекать укусы и щипки со стороны ребенка.

 Для деток более осмысленных, нежели груднички, подойдет метод «Контакт глаза-в-глаза». Присядьте на корточки, чтобы ваши глаза оказались на уровне глаз малыша. Установите зрительный контакт и твердо, но без злобы, скажите чаду: «Так. Делать. Нельзя. Никогда. Ни с кем.» Если малыш попробует кусаться снова, просто лишите его зрительного контакта. Не смотрите на него, как бы он не старался обратить на себя внимание, покажите, что вам неприятно общаться с кусакой.

Если ребенок освоил искусство манипуляции (обычно это происходит в подобное на корню. С маленьким террористом не стоит вступать в договорные отношения.

Впечатлительным детям будет не очень приятно, если в момент укуса мы громко вскрикните. Добейтесь, чтобы они потом сами же пожалели вас, потому что вам больно. Не стесняйтесь описывать малышу свои неприятные ощущения, связанные с укусом или щипком.

Если кроха дома – ангел во плоти, а в детском саду прекращается в забияку и кусается, поговорите с его воспитателями. Донесите до них, что малыша не нужно наказывать публично – ставить в угол перед всей группой, громко ругать.

Такие действия обычно имеют обратный результат – малыш начнет кусаться еще сильнее и чаще, и делать это будет, чтобы вернуть себе авторитет в коллективе, а заодно выразить протест.

Ругая малыша дома, помните, что осуждать вы должны только поступок ребенка, а не его самого. Как бы вас ни переполняли негативные эмоции, не допускайте веских и обидных слов, не говорите, что ребенок плохой, вредный, злой. Он у вас — самый лучший, а вот его привычка кусаться — действительно плохая и вредная.

Постарайтесь добиваться от кусающегося ребенка извинений. После каждого инцидента он должен попросить у покусанного им человека прощения.

Самая частая причина, по которой ребенок кусается и щиплется,— накопление внутренней агрессии. Научите ребенка давай ей выход.

 Для этого поиграйте в ролевые игры. Разыграйте дома сценку на тему «Как я поведу себя, если у меня в садике отобрали игрушку» или «Что я сделаю, если другие дети не берут меня с собой играть?». Пусть ребенок воспроизводит сложные для себя ситуации, и «отыгрывает» другие возможные решения проблемы, которую он уже пробовал «на вкус».

 

 

 

Что надо знать о своем ребёнке?

Иногда нам кажется, что у нас очень хороший ребенок. Мы удивляемся, почему им часто недовольны педагоги, почему никто с ним не дружит. И делаем спасительный вывод: педагоги несправедливы, а дети — глупые, невоспитанные. И совершаем роковую ошибку. Чтобы избежать этого, а также чтобы правильно строить семейную педагогику, надо знать возрастные психологические особенности своих детей. Тогда вы сможете сравнивать возможности и достижения вашего ребенка с требованиями возраста, готовить детей к ним, учитывать особенности и затруднения каждого возрастного периода, его сензитивность (наиболее благоприятные и оптимальные периоды) для развития каких-то сторон, качеств и свойств личности.

Зачастую можно услышать от родителей такую фразу: «Я знаю, что нужно моему ребенку!». Такие родители строят жизнь ребенка по своему образцу, а потом удивляются, что эта жизнь не удалась. Беда в том, что такой стереотип отношений между поколениями сложился у нас в стране давно и крепко укрепился в сознании. Родители полностью считают себя властителями будущей жизни ребенка. Очень часто они программируют систему взглядов, профессию своих детей, тем самым подавляя в них личность и возможность более полно реализовать свои способности! Как только ребенок заявляет о себе как о личности, возникает проблема.

А чему? Потому что многие родители не способны сказать себе: Это мой ребенок, но у него свои ценности, мой долг помогать их реализовать. Родители видят свою задачу в другом: я сделаю его жизнь такой, чтобы он был счастливым! Родители исходят из того, что ребенок, даже взрослый, не имеет главного — жизненного опыта, а у родителей он есть, и они могут помочь сыну или дочке избежать ошибок. Возникает такое суждение, когда у родителей нет уверенности, что ребенок правильно выберет свой путь. Как правило, при таком отношении родители реализуют свои идеи и свои планы в детях и делают это неосознанно. Психологи, изучая мотивы и цели, которые ставили в своей системе воспитания родители, выяснили, что преобладал следующий мотив: «Пусть мой ребенок реализует то, что мне не удалось осуществить!». А когда же у сына или дочки жизнь не получается, родители ищут виноватых в образовательном учреждении, на улице, среди друзей, но не думают, что виноваты сами.

 

Принципы отношений родителей с детьми

  • Я хочу, чтобы меня любили. Поэтому я буду открыт моим детям.
  • Я так мало знаю о сложных лабиринтах детства. Поэтому я буду с удовольствием учиться у детей.
  • Я лучше всего усваиваю знания, полученные в результате собственных усилий. Поэтому я объединю свои усилия с усилиями ребенка.
  • Я люблю, чтобы меня принимали таким, каков я есть. Поэтому я буду стремиться сопереживать ребенку и ценить его.
  • Я - единственный, кто может прожить мою жизнь. Поэтому я не буду стремиться к тому, чтобы управлять жизнью ребенка.
  • Я черпаю надежду и волю к жизни внутри себя. Поэтому я буду признавать и подтверждать чувство самостоятельности ребенка.
  • Я чувствую страх, когда я беззащитен. Поэтому я буду прикасаться к внутреннему миру ребенка с добротой, лаской, нежностью.
  • Я не могу полностью оградить ребенка от страха, боли, разочарования и стрессов. Поэтому я буду стараться смягчать удары.

Правила общения

  • Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не самим ребенком.
  • Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными или непозволительными они ни были.
  • Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перейдет в неприятие его.
  • Покажите ребенку, что вы его уважаете. Помогают только высказанные вслух комплименты, а не то, что вы, возможно, думаете, но не говорите.
  • Признайте ребенка здесь и сейчас, на основе настоящих событий.
  • Сохраняйте дружелюбный тон



Как отучить ребенка грызть ногти —

народные средства и советы психолога

Привычка грызть ногти присуща многим детям и даже взрослым. Но если взрослый человек сам ответственен за свои поступки, то проблемы детей приходится решать родителям. Что делать, когда ребенок грызет ногти? Ответ на вопрос напрямую зависит от состояния психики и здоровья малыша.

Болезнь или привычка

Врачи и психологи не советуют рассматривать это явление только как «плохую привычку». В медицине существует специальный термин — «онихофагия» — непреодолимое желание грызть ногти без видимой цели. Похожее определение — «дерматофагия» — означает неосознанное стремление обгрызать или щипать кутикулу.

Наблюдения врачей позволили выявить, что грызут ногти около 30% детей в возрасте от 6 до 10 лет, причем мальчики делают это чаще, чем девочки. Среди детей от 10 до 17 лет процент подверженных вредной привычке увеличивается, достигая 50%. Доктора объясняют этот факт переменами в жизни, большой нагрузкой в школе, сложностями во взаимоотношениях с родителями и друзьями в подростковый период.

Однако привычку грызть ногти нельзя оставлять без внимания в надежде, что малыш «перерастет». Одергивания и ругань родителей тоже вряд ли помогут крохе преодолеть трудности. Необходимо искать более весомую причину и устранять ее совместными усилиями окружающих.

 Причины онихофогии

Порой трудно сказать, почему ребенок грызет ногти: причины появления привычки могут лежать в физиологической и эмоциональной сферах жизни малыша.

Физиологические

  • Отсутствие ухода за кутикулой. Если родители недоумевают, почему дети грызут ногти, стоит обратить внимание на состояние кутикулы. Кроха может самостоятельно пытаться устранить раздражители доступными методами. Некоторые дети всерьез думают, что, обгрызая ногти, делают себе «маникюр» и внимательно оценивают результат «работы». Ученые связывают такой способ «ухода за собой» с проявлением механизма, похожего на рефлексы животных (например, кошка умывается языком).
  • Физическое удовольствие. Ребенок может получать физическое удовлетворение, замещая какие-либо недоступные приятные действия (например, поедание сладкого).
  • Заболевания нервной и сердечно-сосудистой системы. Аритмия, тахикардия, врожденные пороки сердца и т.д. могут стать причиной неврозов, вызывающих дурную привычку. Обгрызая ногти, малыш ищет разрядки и успокоения.
  • Недостаток витаминов и минералов. Большую роль в формировании нервной системы крохи играет питании. При недостаточно количестве витамина ЕВ и магния возникает состояние повышенной нервозности, тревожности и быстрой утомляемости.
  • Наличие паразитов в организме. Гельминты отрицательно влияют на состояние нервной системы. Эта версия не имеет подтверждения в европейских научных кругах и существует только в России.

 

Психологические

  • Социальные проблемы. У большинства детей адаптация в обществе начинается в 3 года, когда они идут в детский сад. Если малыш вырос в «тепличных» условиях, расставание с родителями даже на непродолжительное время может стать стрессом. В 6-7 лет наступает следующий адаптационный период, когда первоклассник идет в школу. Эти перемены не могут не сказаться на общем психологическом состоянии ребенка.
  • Взаимоотношения в семье. Ссоры родителей, отец или мать, которые не живут в семье, невнимание и попытка возложить процесс воспитания на бабушку могут быть восприняты ребенком как стрессовая ситуация. Онихофагия становится проявлением враждебности к окружающим и способом успокоения.
  • Пример окружения. Если в семье, в детском саду или школе кто-то грызет ногти, то малыш может неосознанно повторять эти действия.
  • Наследственная возбудимость нервной системы, темперамент. Даже если объективной стрессовой ситуации нет, повышенная нервозность может быть обусловлена наследственным типом нервной системы или особенностями темперамента. При этом положительные и отрицательные эмоции будут оказывать одинаково возбуждающее действие.
  • Последствия отлучения от груди или соски. Длительное сосание действует на ребенка успокаивающе. Обгрызание ногтей функционально замещает материнскую грудь или соску.
  • Перфекционизм. Это стремление во всем быть лучшим. Если у малыша что-то не получается, он расстраивается и воспринимает случившееся как стресс. Часто такая ситуация возникает в семьях, где родители ставят для детей чересчур высокую «планку». Ощущение несоответствия родительскому идеалу формирует психологические комплексы. Привычка обгрызать ногти — проявление подсознательного стремления исправить изъяны доступными способами.
  • Замена одной привычки на другую. В этом случае привычка грызть ногти может стать заменителем другой, например, сосать большой палец.
  • Ребенку нечего делать. Дети начинают грызть ногти от скуки, когда он не знают, чем заняться.
  • Чрезмерная нагрузка и повышенная утомляемость. Если ребенок перегружен в школе, дополнительно посещает несколько кружков, напряжение и усталость могут накапливаться и порождать неврозы.
  • Недосыпание. Большая нагрузка в школе, нарушение режима дня приводят к недосыпанию и, как следствие, состоянию тревожности и нервного напряжения.
  • Длительный просмотр телевизоракомпьютерные игры. Ограничьте время просмотра мультфильмов 1-2 часами в день, а игры на компьютере — 0,5 часа. Мелькание кадров, громкие звуки разрушающе действуют на неокрепшую психику ребенка. Подбирайте программы и игры с жизнеутверждающим содержанием и спокойной музыкой.

 Итак, главная причина появления дурной привычки — стресс. Когда ребенок обкусывает ногти, в мозгу активизируется центр боли. Он заглушает центр стресса или создает очаг боли в другом месте, отвлекая внимание от проблемы. В результате малыш успокаивается. Не ругайте и не кричите на кроху! Задача родителей — выявить и устранить причину нервозности и напряжения, о которой сам ребенок может не подозревать.

Побочные эффекты

Знаменитый врач Комаровский утверждает, что родители не должны быть равнодушными к дурным занятиям своих детей. Если привычку грызть ногти вовремя не устранить, она может остаться и во взрослом состоянии, порождая серьезные последствия:

  • поврежденные ногти и кутикулу;
  • приостановку роста ногтей;
  • изменение природной формы кутикулы, раны и гематомы;
  • инфицирование околоногтевой поверхности;
  • стоматологические проблемы при повреждении десен и, как следствие, повышенная подвижность зубов;
  • частые вирусные и микробные заболевания;
  • желудочно-кишечные заболевания, гельминты;
  • эстетические и социальные проблемы (невозможность полноценного общения, замкнутость, затруднения с трудоустройством и т.д.)

 Как помочь ребенку:

 советы и рекомендации

 

Народные методы

Если вы не знаете, как отучить ребенка грызть ногти, можно попробовать народные средства.

  • Смазать пальцы чем-нибудь горьким. Многие родители по старинке пытаются смазывать пальцы ребенка горчицей или соком столетника, накладывать пластырь. Однако практика показывает, что этот способ мало помогает. Можно попробовать специальный лак для детей грызущих ногти «Некусайка». Он наносится на ногти малыша и имеет горьковатый вкус. Это свойство лака поможет отучить от дурной привычки. Но не забывайте напоминать, что горько становится не из-за лака или крема, а из-за неправильных действий.
  • Снять напряжение. Обучите ребенка снимать нервное напряжение с помощью простой гимнастики и правильного дыхания. Для этого попросите малыша поочередно сжимать и разжимать кулачки. Еще одно полезное упражнение — контроль дыхания. Держа игрушку в руках, ребенок медленно и глубоко вдыхает и выдыхает. 5-7 минут такой гимнастики в день значительно снизят уровень нервозности.
  • Сделать маникюр. Девочкам от 5 лет можно сделать красивый маникюр. Приучайте малышку ухаживать за своими ногтями, научите обращаться с инструментами из детского маникюрного набора. Высказывайте свое одобрение по поводу красивых и ухоженных рук. Уход за кутикулой необходим и мальчикам. Вовремя устраненные раздражители позволят избежать дерматофагии.
  • Сформируйте рефлекс. На руку ребенка надевается мягкий браслет. Если взрослый видит, что малыш тянет руки в рот, то оттягивает браслет и щелкает по руке. Метод может быть действенным, хотя некоторым он кажется жестоким.

 

 Психолог рекомендует

Если родители не знают, что делать, если ребенок грызет ногти, полезными могут стать советы психолога.

  • Не ругайте. Крики, замечания не заставят малыша отказаться от привычки. Напротив, создавая дополнительное нервное напряжение, они могут усугубить ее.
  • Говорите с ребенком. Чтобы выявить причину онихофагии, иногда достаточно откровенно поговорить с малышом. Психологи советуют попросить ребенка изобразить красками различные сферы жизни: школу, семью, друзей и т.д. Рисунок, в котором больше всего темных тонов, сигнализирует о проблемном участке.
  • Уделяйте больше внимания детям, проявляйте ласку. Количество проведенного с ребенком времени может быть успешно заменено качеством. Выслушивайте малыша, гладьте его по голове, обнимайте, говорите ласковые слова, делайте расслабляющий массаж пальчиков перед сном. Оградите от шумных компаний, где пьют и курят, домашних ссор и драк. Время, проведенное с крохой, должно быть максимально наполнено положительными эмоциями. Частично компенсировать их недостаток помогут мягкие игрушки.
  • Следите за собой. Если в доме кто-нибудь из взрослых грызет ногти, необходимо посоветовать ему следить за своими поступками в присутствии ребенка.
  • Приучайте к социально приемлемым формам проявления враждебности. Посещение спортивной секции, соревнования, игры помогут ребенку выплеснуть отрицательные эмоции, не причиняя вред окружающим и себе.
  • Займитесь рукоделием. Рисование красками, лепка, выкладывание фигурок из мозаики, вырезание, аппликация наполнят жизнь малыша радостными моментами, задействуют руки и не дадут скучать. Девочки старшего возраста могут попробовать вышивание. Творчество — прекрасный метод выражения накопившихся эмоций. Снять напряжение помогут приятные на ощупь предметы: гладкие камешки, игрушки-трансформеры, мячики и т.д.
  • Расскажите о последствиях. Большое впечатление на детей может оказать рассказ о последствиях обгрызания ногтей. Подкрепите свои предостережения «устрашающими фактами». Например, покажите картинки паразитов, которые могут завестись в животе. Если есть микроскоп, пусть малыш рассмотрит через него свои руки. Впечатлительные дети после увиденного часто перестают грызть ногти.
  • Сочините сказку. Предложите ребенку сказку, в которой один персонаж грызет руки, а другой нет. С первым никто не хочет общаться, потому что его руки выглядят ужасно. А второй — аккуратный, и у него много друзей. Сказкотерапия оказывает положительное воздействие на сознание и воображение малыша.
  • Пересмотрите режим дня. Детям 2 года и старше обеспечьте спокойную атмосферу, тихие игры, больше гуляйте на свежем воздухе. У ребят школьного возраста должен оставаться хотя бы 1-2 часа в день для сна и прогулок. Плотный режим дня (посещение секций, школьная нагрузка) отрицательно сказываются на психике и здоровье ребенка.
  • Приучайте к самостоятельности. Причиной появления дурной привычки может быть неожиданное расставание с матерью в течение дня, если она выходит на работу из декретного отпуска. Ребенок вынужден проводить время с бабушкой или в детском саду. Если связь с родителями слишком тесная, разлука становится психологической травмой. Отводите ребенка к бабушке или в детсад на 1-2 часа в день, пока вы еще не вышли на работу. Постепенно увеличивайте время, проведенное в отсутствии родителей. Так малыш будет привыкать к общению с другими людьми, а у вас появится возможность заняться своими делами.
  • Обратитесь к невропатологу. Если налицо серьезные психические расстройства, или все предыдущие методы оказываются бессильными, посетите невропатолога. Он посоветует успокоительные препараты, фиточаи или витаминный комплекс. При подозрении на заболевание нервной системы врач назначит нейросонографию и выпишет лекарства по результатам обследования. Также могут потребоваться анализ кала на наличие гельминтов, кардиограмма при подозрении на сердечно-сосудистые заболевания.

 Онихофагия у ребенка — яркий сигнал для родителей, что нужно обратить внимание на здоровье и психологическое состояние их чада. Не нужно отмахиваться от проблемы и ждать, пока «перерастет». Запущенная привычка может в будущем стать преградой для успешной работы, полноценного общения и семейного счастья.

 

Адаптация ребенка к детскому саду

От рождения до трех-четырех лет ребенок живет в уютной домашней обстановке, общается с близкими родственниками, совершает привычные действия. Детский сад – совершенно новое пространство, новые условия, новые взаимоотношения. Для ребенка, организм которого находится в процессе физического и психического формирования, такие перемены являются большим испытанием. Пройдет некоторое время, прежде чем ребенок сможет адаптироваться к детскому саду. 

 

Этапы адаптации дошкольника к детскому саду 

 

Как проходит период адаптации ребенка в дошкольном учреждении? Специалистами разработаны рекомендации для педагогов и родителей, благодаря которым адаптация детей раннего возраста проходит легко и безболезненно.

  1. Вначале родители приводят ребенка только на дневную и вечернюю прогулку, чтобы познакомиться с воспитателем и детьми в непринужденной обстановке. Желательно, чтобы ребенок видел, как после вечерней прогулки родители приходят забирать детей из детского сада;
  2. Первое время родители приводят ребенка после завтрака. Во-первых, он не видит слез других детей при расставании с родителями, во-вторых, избегает приема пищи в непривычной обстановке, в-третьих, сразу включается в игру или развивающее занятие. После утренней прогулки родители забирают ребенка;
  3. В течение последующих нескольких недель ребенок может приходить к завтраку и оставаться на обед. Родители забирают ребенка до дневного сна;
  4. После этого можно оставлять ребенка в детском саду на дневной сон. Первые несколько дней родителям рекомендуется забирать ребенка сразу после пробуждения, чтобы он не успел испугаться непривычной обстановки.
  5. После завершения адаптационного периода ребенок остается в детском саду на протяжении целого дня.

Сколько длится адаптация детей дошкольного возраста? Некоторые дети привыкают к новым условиям быстро и легко – в течение 1-3 недель. У других детей адаптационный период затягивается на несколько месяцев. Если по прошествии 3 месяцев у ребенка сохранились симптомы стресса, адаптация к детскому саду считается тяжелой и требует участия специалиста - детского психолога.

Виды адаптации 

Даже если адаптация к детскому саду проходит легко, это вовсе не значит, что в организме ребенка не происходит никаких изменений! Проявления адаптации могут быть видны невооруженным взглядом (капризность, потеря аппетита, нарушение сна) или оставаться скрытыми.

Эмоции 

Как правило, в первые дни пребывания в детском саду у ребенка преобладают отрицательные эмоции – страх, огорчение, обида, гнев. Они могут проявляться в виде хныканья, плача, попыток убежать или спрятаться, ударить или укусить. Иногда ребенок не проявляет никаких эмоций – выглядит «заторможенным». Важно понимать, что отрицательные эмоции – нормальная реакция ребенка на непривычные условия. Со временем им на смену придут положительные эмоции, что будет свидетельствовать о завершении адаптации в детском саду.

Общение с детьми и взрослыми  

Даже общительные дети в первые дни посещения детского сада становятся застенчивыми, напряженными, замкнутыми. Ведь раньше ребенку не приходилось общаться одновременно с двадцатью-тридцатью детьми. Кроме того, потребность в общении и совместных играх возникает у детей не раньше 3 лет. До этого ребенок нуждается в покровительстве взрослого человека. Поэтому показателем благополучной адаптации будет не дружба со сверстниками, а налаживание контакта с воспитателем или няней.

Навыки

Некоторые родители ждут, что в детском саду ребенок наконец научится самостоятельно кушать ложкой, пользоваться горшком, надевать колготки и завязывать шнурки. Однако в процессе адаптации бывает наоборот – ребенок становится совершенно беспомощным. Не стоит беспокоиться – вскоре он не только «вспомнит» забытые навыки, но и приобретет новые.

Речь 

В начале адаптационного периода возможно ухудшение речи ребенка, что очень беспокоит родителей. В дальнейшем речь ребенка не только восстановится, но и улучшится – будет расширен словарный запас, устранены дефекты произношения.

Сон

Проблемы со сном возникают у детей, чей домашний режим существенно отличался от режима детского сада. Дневной сон может стать причиной нарушения ночного сна (трудности с засыпанием, беспокойство во сне). После завершения адаптационного периода режим сна и бодрствования нормализуется. 

Аппетит

Новая еда с непривычным видом, запахом и вкусом вполне может не понравиться ребенку. К тому же причинами отсутствия аппетита может быть беспокойство, страх, обида. Если ребенок хотя бы пробует еду - это уже хорошо. Если он съедает порцию и даже просит добавки - адаптация к детскому саду проходит успешно.

Здоровье 

Больше всего беспокойства родителям доставляют болезни, которые начинают буквально атаковать ребенка в период адаптации. К сожалению, периодические инфекционные заболевания на протяжении первых недель или месяцев посещения детского сада неизбежны. Это объясняется снижением иммунной защиты и восприимчивостью к инфекциям.

Распространенные ошибки родителей 

Чего ни в коем случае нельзя делать родителям, чтобы не затруднять адаптацию в детском саду?

  • Ругать и наказывать ребенка за отрицательные эмоции, связанные с детским садом. Фраза «Ты обещал не плакать» не работает;
  • Пугать и угрожать детским садом. «Будешь непослушным – не буду забирать из детского сада»;
  • Обманывать, например, пообещать забрать ребенка пораньше и не выполнить обещание;
  • Плохо отзываться о детском саде, воспитателях, детях;
  • Проявлять непоследовательность. Например, водить в детский сад «по настроению».